Поиск по сайту

Марша дог1ийла шу, хьоме махкахой, лераме хьеший!
Добро пожаловать, уважаемые жители и гости Веденского района!


              

1

Административная и уголовная ответственность за организацию незаконной миграции


Правонарушения в сфере миграционных отношений влекут как административную, так и уголовную ответственность.
Глава 18 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
К содержащимся в названной главе составам административных правонарушений в сфере нелегальной миграции можно отнести: нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.1 КоАП РФ), нарушение пограничного режима в пограничной зоне, в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации (ст.ст. 18.2, 18.3 КоАП РФ), нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст. 18.4 КоАП РФ), нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ), нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 18.9 КоАП РФ).
На практике к наиболее распространенным правонарушениям рассматриваемой категории относится состав, предусмотренный ст. 18.8 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ выражается в одном из следующих действий (бездействии): нарушение установленных правил въезда в РФ, проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, утрата документов, подтверждающих право на проживание без обращения с заявлением об их утрате, несоблюдение установленных правил миграционного учета, порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного для данного лица срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Перечисленные правила и требования определены Федеральными законами от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также рядом подзаконных правовых актов.
Административное выдворение является одним из эффективных видов наказания, поскольку создает для нарушителя ряд негативных последствий.
Например, в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Закон № 114-ФЗ) в течение пяти лет после исполнения постановления о назначении административного выдворения нарушителю-не гражданину устанавливается запрет на въезд в Россию.
В силу п. «б» ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отклоняются заявления о приеме в гражданство и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с такими заявлениями, выдворялись за пределы России.
Уголовный кодекс Российской Федерации также содержит несколько статей, которые непосредственно связаны с незаконной миграцией.
Среди них можно выделить ст. 322.1 «Организация незаконной миграции».
Часть 1 ст. 322.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Квалифицирующими признаками этого состава, указанными в ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, является совершение деяния организованной группой или в целях совершения преступления на территории Российской Федерации.
С учетом требований ст. 24 Закона № 114-ФЗ въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию будет считаться незаконным при отсутствии соответствующей визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг).
Кроме наличия визы, иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из Российской Федерации (ст. 25.9 Закона № 114-ФЗ).
Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.
Санкция статьи 322.1 УК РФ предусматривает различные виды наказания (в том числе штраф до трехсот тысяч рублей), наиболее строгим из которых является лишение свободы на срок до семи лет.


Прокуратура Веденского района