Поиск по сайту

Марша дог1ийла шу, хьоме махкахой, лераме хьеший!
Добро пожаловать, уважаемые жители и гости Веденского района!


              

.

Преодоление коррупции и формирование правосознания и правомерного поведения

Расширение фронта борьбы с коррупцией привело к формированию антикоррупционной правовой базы и разработки комплекса организационных, экономических и иных средств в данной сфере. Но по-прежнему остается в стороне главный источник коррупции - коррумпированное сознание и поведение граждан, поскольку внешние проявления коррупции отражают деформацию ценностей, правовой нигилизм и устойчивое неправомерное поведение людей. Отчуждение от прав и грубое нарушение его принципов и норм порождают недооценку публичных интересов и преобладание корыстных мотивов, устойчивое предпочтение неформальных отношений и "теневого права". Ситуация в стране почти не меняется.
Ключевое значение для преодоления коррупции имеет формирование правосознания и высокой правовой культуры граждан и их правомерного поведения. Тут решающаяся роль принадлежит гражданскому обществу и его институтам, поскольку речь идет об использовании разных средств влияния на внутренний мир человека и его действия. Ведь признание тех или иных ценностей и их реализация происходят прежде всего в сознании и психике человека и затем порождают соответствующие действия. Право служит своего рода лакмусовой бумажкой, окрашивая эти процессы своими нормативно-ценностными регуляторами.
Напомним об устойчивой разработке в юридической науке вопросов правосознания правомерного и неправомерного поведения. В аспекте нашей темы следует отметить такое явление, как отклонение от правовой модели и нормы. Речь идет о таких элементах, как дефекты правосознания, нормы и социально-правовые роли, юридические коллизии и конфликты, правовые коррупционные и иные риски, типология правонарушений. И это позволяет правильно использовать каналы преодоления коррупционных отклонений и формировать гражданское сознание, правосознание и активное правомерное поведение. Имеются в виду каналы обучения и повышения правовой квалификации, овладение правовыми антикоррупционными средствами, принятие "нормативных самообязательств". Эти каналы и служат инструментом воздействия институтов гражданского общества. Долгие годы формирование правосознания и правовой культуры происходило на системной основе, но затем от нее отказались. И стихийное развитие сознания граждан на основе принципов экономики, частной собственности и преувеличенного значения либерализма привели к падению правовой культуры в стране. Потребовалось утверждение Президентом РФ "Основ государственной политики Российской Федерации в сфере правовой грамотности и правосознания граждан".
Целями государственной политики в данной сфере являются:
- формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
- повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
- создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
- внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
Для этого требуется правовое просвещение и правовое информирование граждан;
развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
на повестке дня - совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан.
Требуется совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов по оказанию квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной.
Приходится выявлять и преодолевать конфликт интересов, когда личная заинтересованность служащего может повлиять на объективность выполнения должностных обязанностей. Обнаружение, преодоление противоречия между личными и законными интересами государственного и муниципального служащего предусмотрены в федеральных законах о государственной гражданской службе и муниципальной службе. В этом сложном деле сочетаются психологические и социологические моменты и организационные факторы, позволяющие видеть связь между правосознанием и мотивом поведения людей.
Анализ процессов развития права приводит к анализу такого явления, как отклонение от права, которое можно назвать, как бы неожиданно это ни прозвучало, полезным. Полагаем, что понять отклонения, отклоняющееся поведение очень существенно для правовой науки. Существуют позитивные отклонения, когда право не учитывает определенную динамику экономического, социального, международного развития. Нередко при всей парадоксальности общественного развития позитивные процессы могут создавать довольно сложные ситуации во взаимоотношениях внутри общества, вызывать социальные конфликты, дающие повод для отклонений. Это могут быть непростые отношения между партнерами в рамках союзных отношений.
Негативные отклонения появляются, когда принятые правовые решения вызывают резкую негативную реакцию, нарушаются принципы регуляции, общество отторгает то, что ему предлагается в виде набора законов. В этом случае возникает понятие риска.
Проблема риска - фундаментальная проблема для правовой науки и правовой практики. Диагностики предполагаемых рисков, а также ситуаций, которые несут в себе некий взрывной заряд, пока не существует, поэтому риски как возможные, вероятные отклонения от правовой модели, от решений, которые уже приняты, должны быть диагностированы с помощью специальной методики. Эту методику еще предстоит разработать.
Особое значение в контексте Первого Евразийского антикоррупционного форума приобретает проблема коррупционного риска, решение которой позволяет предвидеть ситуации, порождающие это проблемное явление. Кроме того, необходимо учитывать такой риск, как деформированное правовое сознание и правовое поведение. К сожалению, наша юридическая наука существенно обеднела, оставив где-то вдали юридическую социологию и юридическую психологию. Человек больше не занимает центральное место в сфере правового регулирования. Конечно, концепция прав человека является ключевой, однако деформация правового сознания и особенно непонимание механизмов правомерного, неправомерного и нейтрального поведения создают очень неопределенный фон для правового регулирования.
Ситуация еще более осложняется из-за непоследовательного развития некоторых государственных и муниципальных институтов, нередко принимающих решения в закрытом режиме, несмотря на провозглашение транспарентности, которые влекут за собой риски, порожденные плохими расчетами и неумением предвидеть.
Такие проблемы, как недостаточная разработанность прогнозирования, неоправданное увеличение массива нормативных правовых актов, сформировавшийся уклад жизни, который способствует разрастанию коррупции, деятельность средств массовой информации, подчас разлагающих общественное мнение и формирующих образцы поведения вопреки логике правовой регуляции, должны быть предметом анализа. Именно здесь возникают те коррупционные риски, которые потом приводят к тяжелым трагическим последствиям.
Вот типичные каналы формирования высокого правосознания:
а) воспитание отношения к праву как ценности для общества, государства и человека;
б) полная и объективная информация о праве и глубокое усвоение норм о праве, обязанностях и ответственности;
в) поддержка и поощрение образцов правомерного поведения;
г) неумолимость применения мер ответственности за правонарушения;
д) публичное реагирование институтов общества на коррупционные взгляды и поступки своих членов;
е) общественная критика коррупционных явлений.
ж) последовательная реализация антикоррупционных мер, закрепление в законодательстве;
з) осуществление в практической деятельности принципа "выгодно действовать в соответствии с законом, а не вопреки ему".
Потенциал институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции весьма значителен. Вопрос в том, насколько полно он используется. К сожалению, ответ пока скорее отрицательный, поскольку антикоррупционная ориентация деятельности, средства общественного и воспитательного характера используются далеко не полностью. Причем особенно это заметно в работе "традиционных" общественных организаций - профсоюзов, творческих союзов и др., действующих в привычном формальном стиле гораздо более активно, чем организации в сфере экономической деятельности, которые видят в этом своеобразный способ самозащиты.